> Перейти на ГЛАВНУЮ Детские страхи: эффективное поведение родителейОпубликовано: 19.11.2007
Связаны с конкретными жизненными ситуациями боязнь высоты, открытого пространства. Легко провоцируют панику. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом ситуацией носит необычный, странный характер. Пример ребенок упал, гуляя в ботинках сформировался страх обуви. С периода новорожден ности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагива нием, запрокидыва нием ручек, общим напряжением, беспокойством.
Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В месяцев формируется чувство привязанности к маме.
При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до лет. С месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам. Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С лет дети начинают опасаться отдельных объектов уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст период становления собственного Я, отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания любви родителя. У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергну тыми осмеянию, осуждению, отвержению. С лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные. При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники.
Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний обсессивнокомпульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий. Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации. Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Методику диагностики детских страхов. Захаров, Структурный опросник детских страхов. Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики. Нарисуй свой страх. Дюсс, Тематический апперцептивный тест. Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности.
Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений конфликты, проявления агрессии и досуга ребенка.
Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов.
Распространен метод сказко терапии сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом созданный страх рисунок, вылепленная фигурка переделывается либо ритуально уничтожается. Прием медикаментов. Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врачпсихиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально. Со временем ребенок перерастает большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве. Процедуры и операции. Консультация психотерапевта. Консультации в психиатрии. Консультация психотерапевта радресов. Консультация детского невролога.
Педиатрия. Консультации детских специалистов радресов. Консультация детского психолога. Консультации детских специалистов радресов. Консультация психотерапевта семейная. Консультации в психиатрии. Консультация психотерапевта радреса. Занятие ребенка с психологом. Детская психиатрия и психология. Коррекция нарушений психической сферы у детей радресов. Консультация подросткового психолога. Консультации в психиатрии. Консультация психолога радресов. Консультация детского психиатра. Консультации в психиатрии. Консультация психиатра радресов. Комплексное психологическое обследование ребенка. Детская психиатрия и психология. Диагностика психической сферы у детей радресов. Психологическое консультирование родителей. Детская психиатрия и психология. Коррекция нарушений психической сферы у детей радресов. Детская психотерапия. Детская психиатрия и психология. Коррекция нарушений психической сферы у детей радресов. Близорукость у детей.
|